Мечтатели
Клиенты есть разные. Есть клиенты серьёзные, есть клиенты весёлые, есть доверчивые, есть сомневающиеся, есть приземлённые и есть эстеты…
В общем, как гласит древнейшая и всем известная поговорка, сколько людей – столько и клиентов.
Но одни из моих любимых – это клиенты-мечтатели. Мечтатели кстати тоже бывают разными, однако суть у них одна. Попробую сформулировать краткое определение клиента-мечтателя:
Клиент-мечтатель — в различной степени возвышенный своей идеей организм, не обременяющий свой разум крайне низменными, а потому абсолютно ненужными, деталями, как то: техническими, маркетинговыми, аналитическими и проч.
Клиенты-мечтатели встречаются повсеместно, за исключением зоны Крайнего Севера, хотя многие полагают, что случаи встреч с клиентами-мечтателями на северах просто-напросто не документированы. В виду уникальности национальной идеи и менталитета, в Российской Федерации концентрация клиентов-мечтателей достигает максимума, нежели в среднем по миру.
Ярко-выраженную мечтательность у клиента определить не сложно. Обычно она выражается фразами типа «хочу сайт, такой же как Youtube» или «а что, если сделать аналог Вконтакте, но регистрация там будет стоить 30 копеек? А?» Ярко-выраженная мечтательность встречается крайне редко и лечится хирургическим путём.
Больший интерес представляет другой вид мечтательности. К счастью, более распространённый. Человек имеет чёткую, весьма реалистичную, но при этом довольно интересную идею. К примеру – Интернет-магазин подарков. Но товары в корзину в этом интернет-магазине можно перетаскивать. Взглядом. Один хлопок в ладоши – и оформляется самовывоз, два – и курьер уже стоит около твоей двери.
Да. Утрирую. Ну и что с того? Представьте – клиент горячо рассказывает вам свою идею, всю обросшую чудесными функциональными прибамбасами, потом смотрит на вас весело и с вызовом – мол «Каков я, а?! Давай-ка сориентируй меня теперь по стоимости, а то ведь кроме как деньги считать твоей фантазии ни на что больше не хватит!»
Стоп. Время замерло. Клиент по-прежнему смотрит на меня весело и с вызовом, а кусок печенья в его рту затих… Что по-вашему я должен сейчас сказать этому милейшему мечтателю?
Пол миллиона? Да он наверняка гнал от себя противное подозрение, что бюджет всё таки превысит тридцать тысяч, и наверняка из-за того самого модуля синхронизации с МКС.
Может быть сказать, что кое-что в его идее лишнее, и если это лишнее убрать… «Убрать?! Да это же самое главное!» Нет. Почти наверняка на меня тогда набросятся в слезах.
Я знаю какого это – вынашивать идею, обдумывать, смаковать её, снова обдумывать и… и мечтать. А потом придти к кому-нибудь и тут же, незамедлительно быть размазанным по земле вместе со своей идеей. Как это ужасно, когда тебя и твою идею безжалостно травят гигантскими бюджетами или колоссальными ампутациями, а на выходе, вместо прекрасной скульптуры, предлагают бюст Ленина без уха…
Ну уж нет. Я не растопчу идею этого мечтателя. Пусть он спокойно жуёт печенье, разбрасывая вокруг крошки. Я скажу ему улыбаясь «Вообще-то это стоит пол миллиона, но можно сделать за пятьдесят тысяч». Мы посмеёмся и будем думать вместе.
Думать вместе с клиентом-мечтателем – вот ключевой момент. Мы должны вырваться из своего болотистого реализма разработчиков. Вот скажите, какова наша задача? Ампутировать? Развенчать? Мы не пишем в своих коммерческих предложениях «стоимость урезанной идеи…». Мы пишем «стоимость реализации…»
Берегите свою идею, защищайте её. Да, идеи преобразуются, к этому нужно быть готовым. Но мы готовы думать и мечтать вместе с вами. Мы готовы реализовывать. Реализовывать мечту.