Последний полёт шаттла «Атлантис»
Космический шаттл “Атлантис” отправился со стартовой площадки Космического центра Кеннеди в свой последний полет.
Впервые запущенный в космос 25 лет назад, в октябре 1985 года, космический шаттл НАСА «Атлантис» отправился в свой 32-ой и последний полет. Во время этого полета – первого из трех последних в программе НАСА – на Международную космическую станцию будет доставлена универсальная грузовая конструкция и собранный в России малый исследовательский модуль “Рассвет”. В этом выпуске собраны фотографии недавних действий «Атлантиса» – спуск с орбиты в ноябре прошлого года, приземление и приготовление к последнему полету.
Силуэт шаттла «Атлантис» виден на фоне прожекторов блока сборки аппаратов в Космическом центре Кеннеди, во время его выезда на платформу 39А.
В конце прошлого года, почти в конце предыдущей миссии «Атлантиса», член экспедиции 23 на борту Международной космической станции сфотографировал «Атлантис» вскоре после того, как шаттл отстыковался от станции и начал входить в плотные слои атмосферы.
«Атлантис» летит к посадочной полосе 33 Космического центра Кеннеди, 27 ноября 2009 года в Кейп Канаверал, штат Флорида. Шаттл завершил 11-дневную миссию на международную космическую станцию.
Шаттл «Атлантис» с раскрытым парашютом садится на полосу 33 в Космическом центре Кеннеди, проведя 11 дней в космосе. На заднем плане – 160-метровое здание сборки летательных аппаратов и кран, использующийся для строительства новой подвижной пусковой установки.
Командир миссии «STS-129» Чарльз Хобах тянется к носу корабля «Атлантис» после успешного приземления.
Вскоре после приземления «Атлантис» перевезли в монтажно-сборочный корпус в Космическом центре Кеннеди во Флориде. На фото: один из трех главных двигателей убирают, используя специальные элеваторы «Hyster». Осмотр и установка каждого двигателя является стандартной процедурой после миссии шаттла.
В первом монтажно-сборочном корпусе техники компании «United Space Alliance» завершают осмотр восьмого окна отсека экипажа корабля «Атлантис».
Техники готовятся установить систему, используемую для осмотра теплового щита шаттла, в грузовой отсек шаттла, в первом монтажно-сборочном корпусе. Стрела сбора убирается из шаттла на каждом этапе обработки. После пяти последовательных полетов, все внутренние компоненты подвергаются тщательной электронной проверке в лаборатории дистанционного манипулятора. 15-метровая система прикрепляется к концу руки робота-манипулятора шаттла и поддерживает камеры и лазерные системы, используемые для осмотра теплозащитной системы в космосе.
В центре проверки SSMEPF главный двигатель шаттла убирают с подставки и перемещают на транспортер, чтобы перевезти в монтажно-сборочный корпус 1, в котором шаттл «Атлантис» готовится к предстоящей миссии «STS-132». Главный двигатель составляет 4,27 метра в длину, весит приблизительно 3175 кг и составляет 2,29 метра в диаметре.
В первом монтажно-сборочном корпусе рабочие устанавливают главный двигатель шаттла на место.
Два из трех главных двигателей шаттла «Атлантис» установлены на место в преддверии миссии «STS-132».
Главный авиационный инспектор компании «United Space Alliance» Рэй Кокс проверяет, чтобы в трубу кондиционера не попало инородных объектов и загрязнений, прежде чем устанавливать ее на шаттл «Атлантис». Обломки или грязь могут причинить ущерб фильтрам системы и запорной арматуре или изменить приток воздуха в систему. Труба стабилизирует давление во время взлета и посадки и предотвращает образование на них конденсата.
Баржа «Пегас» с внешним топливным баком 136 причаливает к водоему у Космического центра Кеннеди. Бак ET-136 будет использован во время запуска шаттла «Атлантис».
Внешний топливный бак 136 появляется из баржи «Пегас», причалившей к берегу недалеко от корпуса сборки аппаратов.
Мостовой кран поднимает внешний топливный бак для шаттла «Атлантис» из испытательной шахты корпуса сборки аппаратов.
Члены экипажа корабля «Атлантис» участвуют в тренировке во время проверки интерфейсов экипажа перед миссией. На фото: командир Кен Хэм знакомится с настройками в кабине шаттла. Проверка интерфейсов дает экипажу возможность ознакомиться с техническим обеспечением шаттла.
Для демонстрации собранного в России малого исследовательского модуля в монтажно-сборочном корпусе была собрана пресс-конференция с участием НАСА и «Роскосмос». Все необходимые детали и груз были установлены на модуль. Модуль был выставлен на обозрение СМИ перед перевозкой в монтажно-сборочный цех космической станции в космическом центре НАСА. Экипаж шаттла «Атлантис» из шести человек доставит универсальную грузовую конструкцию и модуль на Международную космическую станцию. Модуль будет сразу же прикреплен к отсеку управления «Заря», выходящему на Землю. Модуль (имеющий название «Рассвет») будет использоваться для хранения груза и будет также являться дополнительным отсеком станции.
Сергей Киреевичев из центра подготовки космонавтов имени Гагарина проводит инструктаж для членов экипажа «STS-132» по устройству и работе стыковочного устройства для малого исследовательского модуля во время проверки интерфейса экипажа. Слева (в голубых костюмах) специалист миссии Пирс Селлерс, командир Кен Хэм и специалисты миссии Майкл Гуд и Гарретт Райсман.
Заднее посадочное шасси шаттла «Атлантис». Изменения в плитках теплозащитной системы сказываются на створках ниши шасси, так что необходимо выпускать шасси, чтобы двери открывались беспрепятственно.
Астронавты Майкл Гуд (впереди) и Гарретт Райсман репетируют с помощью специального оборудования некоторые действия предстоящей миссии на Международной космической станции. Во время этот тренировки в «виртуальной реальности» астронавты надевают шлем и перчатки и смотрят на компьютер, где отображаются их движения на фоне «нарисованного» оборудования станции, с которым им предстоит работать.
Ученый японской компании «Japan Manned Space Systems Corp.» готовит оборудование для полета на Международную космическую станцию. Члены экипажа на станции проверят, изменяет ли микрогравитация феруловую кислоту в семенах риса, таким образом, сокращая механическую прочность клеточных стенок.
Специалист полета «STS-132» астронавт Майк Гуд работает с камерой, предназначенной для работы за бортом во время тренировки выхода в открытый космос в лаборатории нейтральной плавучести, недалеко от Космического центра Джонсона 30 сентября 2009 года.
Космический шаттл «Атлантис» приближается к корпусу сборки аппаратов, удаляясь от монтажно-сборочного корпуса, где его готовили к полету.
Шаттл «Атлантис» поднимают с транспортера в отсек High Bay-1. В отсеке «Атлантис» присоединят к внешнему топливному баку и твердотопливным ускорителям.
«Атлантис» опускают вдоль внешнего топливного бака и твердотопливных ускорителей.
Командир Кен Хэм усаживается в кабине тренировочного шаттла, чтобы отработать посадку с немедленным взлетом. Самолетом для подготовки к полету шаттла служит самолет «Gulfstream II», подстроенный под управление космического корабля.
Пилот Тони Антонелли взял своего инструктора Дэвида Сеймура (слева) на прогулку в бронетранспортере «М-113» во время тренировки вождения. В тренировке также принял участие специалист Стив Боуэн. Бронетранспортер всегда «припаркован» у стартовой платформы на случай аварийного выхода из зоны стартовой площадки.
Астронавт НАСА Тони Антонелли в тренировочной версии скафандра пуска и посадки во время учений в Космическом центре Джонсона 8 апреля 2010 года.
Вода на дороге для гусеничного транспортера у 52-этажного корпуса сборки аппаратов в Космическом центре Кеннеди во Флориде, где шаттл «Атлантис» ждет транспортировки на стартовую площадку 39А. Из-за грозы, прошедшей над центром, дорога размокла и транспортер не смог перевезти шаттл на 5,47 км.
Гусеничный транспортер начинает выкатывать шаттл «Атлантис» из отсека High Bay 1, чтобы отвезти на стартовую площадку 39А, находящуюся в 5 км.
Гусеничный транспортер весом в 2,7 миллиона кг везет шаттл «Атлантис» из корпуса сборки к стартовой платформе 39А.
Работа по установке новоприбывшего шаттла на платформу началась.
Солнце встает над Атлантическим океаном, недалеко от стартовой площадки в Космическом центре Кеннеди. Шаттл «Атлантис» перевезли из корпуса сборки на стартовую площадку за одну ночь.
Астронавты космического шаттла «Атлантис» летят над местом посадки в самолетах Т-38 10 мая 2010 года в Кейп Канаверал, Флорида. Экипаж «Атлантиса» готовился к полету до Международной космической станции, запланированному на 14 мая.
Семья морских ястребов у корпуса сборки аппаратов Космического центра Кеннеди 13 мая.
Рабочий несет шнур с верхней ремонтной площадки.
Шаттл «Атлантис» готовится к старту 14 мая 2010 года.
Астронавты «Атлантиса» позируют для фото перед фургоном, привезшим их в Космический центр Кеннеди 14 мая.
«Официальное» видео
Длинное, но интересное видео. Про самих астронавтов. Как они рассаживаются по местам перед взлётом и угарают.