Вермеер и Рембрандт в Рейксмузеуме в Амстердаме
Я люблю Вермеера с того момента, как увидела его картину «Кружевница» в Лувре много лет назад. Пока я нахожусь в Нидерландах, мне хотелось бы увидеть как можно больше его картин.
Картины Вермеера выставлены в алькове в Галерее почета музея (Gallery of Honour), наряду со многими другими голландскими шедеврами XVII века.
Перед Вермеерами было многолюдно, поэтому я пошел в конец Галереи, чтобы увидеть главную достопримечательность Рейксмузеума — «Ночной дозор» Рембрандта. Это впечатляющая картина (335 x 425 см). Картину такого размера должно быть легко увидеть… но перед ней тоже собралась толпа.
Набравшись терпения, я в конце концов подобрался к «Ночному дозору». Это действительно прекрасная картина, и понятно почему это самое сокровенное произведение искусства Рейксмузеума.
На самом деле, Рейксмузеум, построенный в 1885 году, был создан специально для демонстрации «Ночного дозора». Куратор музея по искусству XVII века говорит, что «Ночной дозор» — «это национальное сокровище».
Я вернулся в альков Вермеера. Если вы когда-нибудь видели одну из его картин вблизи, то знаете, что это стоит того. Эти четыре Вермеера — маленькие, интимные картины. Три интерьерные сцены содержат минимум людей, минимум действий. Люди в них поглощены тем, что они делают — наливают молоко из кувшина, читают письмо, играют на лютне. Мягкий свет освещает комнаты. Вы можете почувствовать тишину в них.
Одна из картин, «Маленькая улица», представляет собой вид на кирпичный дом и проход, который ведет в помещение за домом. И снова люди на картине поглощены своими делами, не подозревая, что мы наблюдаем за ними. Может быть, именно в этом и заключается удовольствие от созерцания этих картин. Вермеер позволяет нам участвовать в действии. Мы эмоционально вовлечены, видим и чувствуем то, что чувствовал художник, когда запечатлевал сцену своей кистью. Мы получаем возможность заглянуть в кусочек голландской домашней жизни XVII века, и это, конечно, очень интересно.
В галерее было много знакомых картин, которые я помнила из книг по истории искусств. Но я не помнила, чтобы раньше видела «Еврейскую невесту». Это портрет довольной пары. Мужчина явно влюблен (он не может оторвать от нее руки). Объект его привязанности, кажется, доволен вниманием.
Рембрандт использовал мастихин, чтобы нанести золотые мазки на рукава мужчины и растушевать участки блестящего красного платья женщины. Свет отражается от неровной краски, и картина переливается.
В Рейксмузеуме так много других замечательных полотен, и я заставила себя двигаться дальше. Я бродила по многочисленным залам музея в течение двух с лишним часов. Но я уверена, что не посетила и половины галерей Рейксмузеума. Нужно будет вернуться…